Эзотерика /Главы о восхождении к свету (Книга Мёртвых)

"Главы о Восхождении к свету" - это посвящение в сокровенные тайны потусторонних миров, это не просто путеводитель по мирам, отличным от физического, по мирам, полных испытаний, боли и наслаждений, по мирам для которых мир физический только временная остановка на нашем бесконечном пути к свету, но и в своём роде, свод законов для нового жителя Царства Мёртвых, учебник, содержащий магические заклинания , помогающие успешно пройти определённые трансформации : от сохранения тела после смерти до перевоплощений ( не раз заставляющих вспомнить индийское учение о реинкорнации ), о которых говорят сами названия глав:
1. "Глава о перевоплощении в ласточку"
2. "Глава о перевоплощении в крокодила"
3. "Глава о перевоплощении в божественного сокола".... и т.д.
Ко всему прочему стоит ли говорить о том, что только сравнительно недавно переданные нам эзотерические знания о существовании тел человека в различных планах, помимо физического, имелись у египтян в ещё более широком  понимании, а ведь между нашими цивилизациями тысячи лет разницы.
В "Главах о Восхождении к свету" фигурируют следующие части человека в физическом, ментальном, астральном и возможно в каких-либо ещё планах до сих пор не открытых пониманию современных эзотериков.
1. Физическое тело, называемое кхат , т.е. то тело, которое подвержено расположению и может быть сохранено только при помощи мумификации.
2. Ка  - слово, которое, по общему согласию учёных, переводится как "двойник"; коптский эквивалент этого слово выглядит как kw, и его в большинстве случаев можно достаточно точно перевести одним из значений слова . Ка представлял собой некую абстрактную индивидуальность или личность, обладающую внешностью и качествами человека, которому она принадлежала, и хотя обычно Ка жил в гробнице вместе с телом, он мог по своему желанию выходить из неё; Ка не зависел  от человека, мог свободно передвигаться и жить в любой его оболочке. Предполагалось, что Ка нуждается в еде и питье, поэтому египтяне тщательно следили за тем, чтобы в гробницах всегда оставалось вдоволь подношений, чтобы Ка тех людей, которые похоронены, не пришлось покидать гробницы, бродить по поверхности и поедать отбросы, запивая их грязной водой.
3. Ба, или душа сердца, некоторым образом связанная с Ка, в котором или с которым она, по представлению древних, обитала в гробнице и делила погребальные подношения, хотя во многих текстах указывается, что она жила с Ра или Озирисом на небесах. Ба, очевидно, приписывалась способность свободно переходить из материальной формы в духовную и обратно, причём в первом состоянии она изображалась как сокол с головой человека; на папирусе Небкета (Nebqet) в Париже (ред. Деверье и Пиеррэ, таб. 3 - Deveria и Pierret) мы видим, как она в обличие сокола летит к могиле, неся своему мумифицированному телу воздух и пищу. Душа могла навещать тело, когда ей было угодно.
4. Аб, или сердце, было тесно связано с душой и считалось источником как животной жизни, так и добра и зла в человеке. Сохранению сердца человека придавалось огромное значение, ведь во время Суда это единственная часть тела, которая подвергается специальной проверке; здесь, однако, сердце рассматривается как центр духовной жизни человека и его мышления, а также как орган, в котором проявляются его пороки и добродетели, и оно олицетворяло всё, что для нас сегодня значит слово "совесть". Необходимость сохранения материального сердца трудно переоценить, неудивительно, что четыре Главы Книги Мёртвых ( XXVII - XXX ) посвящены тому, как помешать "похитителям сердец" загробного мира украсть или отобрать у человека серца. Самой популярной из этих Глав была Глава XXX, текст которой встречается на множестве амулетов из зелёного базальта, датируемых начиная с периода XII  династии и кончая римской эпохой. Один такой  охраняющий сердце амулет, изготовленный в виде жука-скарабея, вместе с начертанной на нём Главой связывается в папирусе Ну с одержанием одной из версий Главы LXIV, о которой говорится, что она относится ещё ко времени Менкау-Ра, царя IV династии.
5. Кхаибит, или тень, была тесно связана с ба, или душой, и, несомненно, считалась неотъемлемой частью человека; как и ка, она, по-видимому, питалась подношениями, оставленными в гробнице того человека, которому она принадлежала. Подобно ка, она существовала отдельно от тела и могла свободно передвигаться, где ей вздумается. Мы обнаруживаем, что ещё во времена царя Унаса души, духи и тени упоминались вместе, а в Главе XCII Книги Мёртвых в уста усопшего вкладывается следующие слова: "О, не держи в плену мою душу и не сторожи мою тень, а отпусти их, и пусть они узрят Великого Бога в усыпальнице в день суда над душами, и пусть они повторяют слова Озириса, чертоги которого скрыты перед теми, кто охраняет его члены, и кто сторожит духов, и кто держит в плену тени мёртвых, затевающих против меня зло".
6. Кху, или душа духа, часто упоминается, когда речь заходит о ба, или о душе сердца; по-видимому, она считалась эфирным существом, т.е. по сути той самой ДУШОЙ, которая не может умереть ни при каких обстоятельствах; кху обитала в саху, или духовном теле человека.
7. Секхем, или сила, которую мы можем рассматривать как бестелесное воплощение жизненной энергии человека; секхем обитала в раю среди кху и духов; в текстах она упоминается вместе с душой и духом.
8. Рен, или имя, ради сохранения которого египтяне принимали чрезвычайные меры предосторожности, ибо, согласгно распространённому в те времена верованию, если человеку не удавалось сохранить имя, он перестовал существовать. Уже во времена царя Пепи имя считалось важнейшей составляющей человека, а в цитируемом ниже отрывке оно по значимости стоит на одном уровне с Ка: "Железный потолок рая разверзнется перед Пепи, и он проходит сквозь него, одетый в шкуру леопарда, с жезлом и кнутом в руке; он сохранил свою плоть, он счастлив со своим именем, и он живёт со свои двойником". Уже в текстах Пирамид мы встречаем просьбы усопшего позволить его имени "расти" и "давать ростки" и существовать вечно наряду с именами Тема, Шу, Себа и других богов, причём эта молитва, написанная ещё при Пепи II в эпоху VI династии, была распространена в Египте, правда, с некоторыми, даже в средневековый период. Сохранение имени родителей было священным долгом каждого благочестивого сына, и каждое, даже самое маленькое подношение. оставляемое в могили человека, при условии, что оно было связано с упоминанием имени, усопшего, помогало поддерживать существование владельца этого имени.
9. Саху, или духовное тело, которое служило обиталищем души. Оно развивалось из материального тела с помощью молитв или ритуалов, исполняемых у могилы или каком-либо другом месте должным образом назначенными и безукоризненно знающими своё дело жрецами, бвло вечным и не подвергалось разложению. Всё материальные и духовные атрибуты физического тела объединялись в нём в новые силы совершенно иного рода.

<<<

    Разделы
 Сделать страницу стартовой
 • Главная 
 • Информация
 • Боги
 • Культура
 • Эзотерика
 • Иллюстрации
 • Хронология
 • Книга мёртвых
 • Осирис  Исида
 • Творчество египтоманов
 • Пресса
 • Словарь
 • Новости
 • О Сайте
 • Контакты
 • Программы, рефераты ...
 • Участники форума
 • Встречи египтоманов
 • Ссылки дружеских сайтов
 • Ресурсы по Древнему Египту
 • Форум
 • Гостевая книга
 • Чат
 • Школа танцев
 • Реклама на сайте
 • Египетский Клуб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама