Эзотерика /Главы о восхождении к свету (Книга
Мёртвых)
"Главы
о Восхождении к свету" - это
посвящение в сокровенные тайны
потусторонних миров, это не просто
путеводитель по мирам, отличным от
физического, по мирам, полных испытаний,
боли и наслаждений, по мирам для которых
мир физический только временная
остановка на нашем бесконечном пути к
свету, но и в своём роде, свод законов для
нового жителя Царства Мёртвых, учебник,
содержащий магические заклинания ,
помогающие успешно пройти определённые
трансформации : от сохранения тела после
смерти до перевоплощений ( не раз
заставляющих вспомнить индийское
учение о реинкорнации ), о которых
говорят сами названия глав: |
1. "Глава
о перевоплощении в ласточку" |
2. "Глава
о перевоплощении в крокодила" |
3. "Глава
о перевоплощении в божественного сокола"....
и т.д. |
Ко
всему прочему стоит ли говорить о том,
что только сравнительно недавно
переданные нам эзотерические знания о
существовании тел человека в различных
планах, помимо физического, имелись у
египтян в ещё более широком
понимании, а ведь между нашими
цивилизациями тысячи лет разницы. |
В "Главах
о Восхождении к свету" фигурируют
следующие части человека в физическом,
ментальном, астральном и возможно в
каких-либо ещё планах до сих пор не
открытых пониманию современных
эзотериков. |
1. Физическое
тело, называемое кхат , т.е. то тело,
которое подвержено расположению и может
быть сохранено только при помощи
мумификации. |
2. Ка - слово, которое, по
общему согласию учёных, переводится как "двойник";
коптский эквивалент этого слово выглядит
как kw, и его в
большинстве случаев можно достаточно точно
перевести одним из значений слова .
Ка представлял собой некую абстрактную
индивидуальность или личность, обладающую
внешностью и качествами человека, которому
она принадлежала, и хотя обычно Ка жил в
гробнице вместе с телом, он мог по своему
желанию выходить из неё; Ка не зависел от
человека, мог свободно передвигаться и жить
в любой его оболочке. Предполагалось, что Ка
нуждается в еде и питье, поэтому египтяне
тщательно следили за тем, чтобы в гробницах
всегда оставалось вдоволь подношений,
чтобы Ка тех людей, которые похоронены, не
пришлось покидать гробницы, бродить по
поверхности и поедать отбросы, запивая их
грязной водой. |
3. Ба,
или душа сердца, некоторым образом
связанная с Ка, в котором или с которым
она, по представлению древних, обитала в
гробнице и делила погребальные
подношения, хотя во многих текстах
указывается, что она жила с Ра или
Озирисом на небесах. Ба, очевидно,
приписывалась способность свободно
переходить из материальной формы в
духовную и обратно, причём в первом
состоянии она изображалась как сокол с
головой человека; на папирусе Небкета (Nebqet)
в Париже (ред. Деверье и Пиеррэ, таб. 3 -
Deveria и Pierret) мы видим, как она в обличие
сокола летит к могиле, неся своему
мумифицированному телу воздух и пищу.
Душа могла навещать тело, когда ей было
угодно. |
4. Аб,
или сердце, было тесно связано с душой и
считалось источником как животной жизни,
так и добра и зла в человеке. Сохранению
сердца человека придавалось огромное
значение, ведь во время Суда это
единственная часть тела, которая
подвергается специальной проверке;
здесь, однако, сердце рассматривается
как центр духовной жизни человека и его
мышления, а также как орган, в котором
проявляются его пороки и добродетели, и
оно олицетворяло всё, что для нас
сегодня значит слово "совесть".
Необходимость сохранения материального
сердца трудно переоценить,
неудивительно, что четыре Главы Книги
Мёртвых ( XXVII - XXX ) посвящены тому, как
помешать "похитителям сердец"
загробного мира украсть или отобрать у
человека серца. Самой популярной из этих
Глав была Глава XXX, текст которой
встречается на множестве амулетов из
зелёного базальта, датируемых начиная с
периода XII династии и кончая римской
эпохой. Один такой охраняющий сердце
амулет, изготовленный в виде жука-скарабея,
вместе с начертанной на нём Главой
связывается в папирусе Ну с одержанием
одной из версий Главы LXIV, о которой
говорится, что она относится ещё ко
времени Менкау-Ра, царя IV династии. |
5. Кхаибит,
или тень, была тесно связана с ба, или
душой, и, несомненно, считалась
неотъемлемой частью человека; как и ка,
она, по-видимому, питалась подношениями,
оставленными в гробнице того человека,
которому она принадлежала. Подобно ка,
она существовала отдельно от тела и
могла свободно передвигаться, где ей
вздумается. Мы обнаруживаем, что ещё во
времена царя Унаса души, духи и тени
упоминались вместе, а в Главе XCII Книги
Мёртвых в уста усопшего вкладывается
следующие слова: "О,
не держи в плену мою душу и не сторожи
мою тень, а отпусти их, и пусть они узрят
Великого Бога в усыпальнице в день суда
над душами, и пусть они повторяют слова
Озириса, чертоги которого скрыты перед
теми, кто охраняет его члены, и кто
сторожит духов, и кто держит в плену тени
мёртвых, затевающих против меня зло". |
6. Кху,
или душа духа, часто упоминается, когда
речь заходит о ба, или о душе сердца; по-видимому,
она считалась эфирным существом, т.е. по
сути той самой ДУШОЙ, которая не может
умереть ни при каких обстоятельствах;
кху обитала в саху, или духовном теле
человека. |
7. Секхем,
или сила, которую мы можем рассматривать
как бестелесное воплощение жизненной
энергии человека; секхем обитала в раю
среди кху и духов; в текстах она
упоминается вместе с душой и духом. |
8.
Рен, или имя,
ради сохранения которого египтяне
принимали чрезвычайные меры
предосторожности, ибо, согласгно
распространённому в те времена
верованию, если человеку не удавалось
сохранить имя, он перестовал
существовать. Уже во времена царя Пепи
имя считалось важнейшей составляющей
человека, а в цитируемом ниже отрывке
оно по значимости стоит на одном уровне
с Ка: "Железный потолок рая
разверзнется перед Пепи, и он проходит
сквозь него, одетый в шкуру леопарда, с
жезлом и кнутом в руке; он сохранил свою
плоть, он счастлив со своим именем, и он
живёт со свои двойником". Уже в
текстах Пирамид мы встречаем просьбы
усопшего позволить его имени "расти"
и "давать ростки" и существовать
вечно наряду с именами Тема, Шу, Себа и
других богов, причём эта молитва,
написанная ещё при Пепи II в эпоху VI
династии, была распространена в Египте,
правда, с некоторыми, даже в
средневековый период. Сохранение имени
родителей было священным долгом каждого
благочестивого сына, и каждое, даже
самое маленькое подношение. оставляемое
в могили человека, при условии, что оно
было связано с упоминанием имени,
усопшего, помогало поддерживать
существование владельца этого имени. |
9. Саху,
или духовное тело, которое служило
обиталищем души. Оно развивалось из
материального тела с помощью молитв или
ритуалов, исполняемых у могилы или каком-либо
другом месте должным образом
назначенными и безукоризненно знающими
своё дело жрецами, бвло вечным и не
подвергалось разложению. Всё
материальные и духовные атрибуты
физического тела объединялись в нём в
новые силы совершенно иного рода. |
<<<
|
|
|
|
|
Разделы
|