Священные лодки фараона

В 1954 году отряд археологов проводил раскопки вблизи юж­ного основания 146-метровой пирамиды Хеопса. И вот под остан­ками одной из полуразрушенных ог­рад наткнулся на группу известняко­вых блоков, прикрывающих углубле­ние в почве. Когда сняли верхний слой, рядом обнаружили аналогич­ную камеру. Там ученые увидели гру­ду деревянных досок. Основательно изучив их, они пришли к выводу, что это не что иное, как тщательно уло­женные в определенном порядке де­тали судна! Поражала их сохран­ность. Даже сейчас, по прошествии многих лет, один из участников рас­копок, видный египтолог Фарук Эль-Баас, с восторгом вспоминает: «В ка­мере ощущался запах священного ли­ванского кедра, из которого был сде­лан корабль». А его коллега Камаль Эль-Малах добавляет: «На поверхно­сти некоторых деталей, великолепно обработанных древними умельцами, можно было увидеть собственное от­ражение». А возраст судна - 4600 лет, которые и отделяют нас от двадцати­летнего царствования Хеопса, второго правителя IV династии. После тщательной обработки консервантами и трудоемкой сборки ко­рабль поместили в специально по­строенный для него музейный па­вильон у подножия пирамиды. Узкие, высоко загнутые нос и корма напо­минают древнейшие священные еги­петские лодки, сделанные из папиру­са. Корабль был необходим фараону для жизни в потустороннем мире, в существование которого свято верили древние. Подтверждали эту версию и рисунки в погребальных камерах, и сама форма корабля.

Любопытную гипотезу выдвинули ученые, исследовав магические над­писи погребальной комнаты фараона Унаса, что расположена в некрополе неподалеку от древней столицы Егип­та Мемфиса. В них говорилось о том, что Унас желает присоединиться к богу Ра в его вечном движении по небу. Считалось, что солнце путе­шествует с востока на запад в «днев­ной лодке», но, возвращаясь через подземный мир назад, меняет ее на ночную. Разумеется, у фараона их должно было быть не меньше. Вот почему задолго до вскрытия второго захоронения некоторые египтологи полагали, что там находится еще один корабль.

Но прошло более трех десятков лет, прежде чем правительство дало раз­решение на исследование второй ка­меры. Раскопки были организованы Египетской организацией по изуче­нию древностей и Национальным гео­графическим обществом США. Было решено проникнуть в камеру, не на­рушая прикрывающих ее плит, то есть произвести съемку содержимого с помощью специальной сверлильной машины, сделав отверстие в извест­няковых плитах и опустив внутрь фото- и телекамеры с переменным фокусным расстоянием. Сложность заключалась в том, чтобы обеспечить абсолютную герметичность и не на­рушить внутренний микроклимат из-за нагревания осветительными при­борами. Ведь анализ воздуха и темпе­ратуры не только подскажет наилуч­шие условия хранения древностей, но и поможет установить климатиче­ские изменения, происшедшие за 4600 лет. Поэтому образующаяся при сверлении буром пыль удалялась с помощью специального пылесоса. Высоту самого бура установили, за­мерив толщину блоков первого захо­ронения.

Первое разочарование наступило сразу же после окончания сверления. Одинаковое давление внутри камеры и снаружи указывало на то, что гер­метичность нарушена. Отчаявшись, ученые взяли пробы воздуха на раз­личных уровнях. Но атмосфера в камере мало чем отличалась от той, ко­торой дышат жители Каира. По-ви­димому, трещины в растворе оказа­лись весьма глубокими. Ахмед Юсеф, руководитель сборки первого кораб­ля, предположил, что герметичность камеры была нарушена, когда возво­дили павильон.

Была уже полночь, звездная и хо­лодная, когда наступила очередь ви­део- и фототехники. Два человека заметно волновались. Одного звали Туами - это был ветеран раскопок, присутствовавший при вскрытии пер­вой камеры и участвовавший в вос­становлении первого корабля. Вторым был Мона Рахума, директор лодочно­го павильона-музея. Наконец, каме­ру поместили в отверстие, и через несколько секунд на экране телемони­тора возникло изображение.

«Корабль! Корабль!» - воскликнул Туами. Только его глаз мог сразу во внешнем хаосе представших перед зрителями досок уловить схожесть с хорошо уже знакомым ему первым судном. Поверх деревянных деталей валялись куски белого сухого раство­ра. Внезапно в поле зрения камеры попал маленький движущийся объ­ект. «Это жук»,- уверенно сказал журналист из «Нэшнл джиогрэфик» Питер Миллер. Черный скарабей - последний удар по надеждам на от­носительную законсервированность лодки - мирно полз по древним ос­танкам судна!

Итак, двойник налицо, но вопросы остались. Ведь у западной грани пи­рамиды обнаружены еще три похо­жие выемки. Их содержимое не со­хранилось, но остатки золоченых кус­ков дерева и веревок позволяют пред­положить, что это были корабли. И если версия о двух лодках верна, то зачем понадобились еще три?

Неясным остается вопрос и о спосо­бах захоронения. То ли лодки укрыли, предварительно разобрав, чтобы впо­следствии использовать в «той» жиз­ни, то ли для того, чтобы никто и ни­когда не смог воспользоваться собст­венностью фараона.

По материалам журнала «Нэшнл джиогрэфик» подготовил А. СТРЕЛЕЦКИЙ «Вокруг Света» 1’89

<<<

    Разделы
 Сделать страницу стартовой
 • Главная 
 • Информация
 • Боги
 • Культура
 • Эзотерика
 • Иллюстрации
 • Хронология
 • Книга мёртвых
 • Осирис  Исида
 • Творчество египтоманов
 • Пресса
 • Словарь
 • Новости
 • О Сайте
 • Контакты
 • Программы, реферты ...
 • Участники форума
 • Встречи египтоманов
 • Ссылки
 • Форум
 • Гостевая книга
 • Чат
 • Школа танцев
 • Реклама на сайте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама