Статуэтка Nedjemu
Период: Древнее Царство, V династия (2500-2350 до н.э.)
Материал: известняк
Происхождение: Гиза
Данный экспонат иллюстрирует некоторые черты погребальных статуэток, которые оставались типичными на протяжении почти трех тысяч лет. Тело статуэтки выполнено с использованием канонических пропорций. Твердая поза и спокойное выражение лица свидетельствуют о стремлении египтян запечатлеть покойника в виде, подобающем для вступления в вечность.
Nedjemu одет в юбку, изготовленную изо льна (изделия из хлопка появились в Египте не раньше третьего столетия до н.э.) В руках он держит два небольших скипетра как символ высокого положения в обществе. Его парик должен был быть сделан из человеческих волос (если Nedjemu мог позволить себе это). Хотя это мог быть и более дешевый парик из овечьей или козьей шерсти. Следы красно-коричневой краски на ногах говорят о цвете кожи (такой цвет типичен для мужских статуэток).
Эта небольшая статуэтка была, скорее всего, куплена после смерти Nedjemu. Некоторые сохранившиеся иероглифы на ней говорят о том, что она была приобретена сыном для погребальной церемонии.
Модель амбара
Период: Среднее Царство, XII династия (1938-1759 до н.э.)
Материал: раскрашенное дерево
Происхождение: El Bersheh
Модели из повседневной жизни были популярны во времена Древнего и Среднего Царств. Они дополняли подобные изображения на стенах гробниц. Однако во времена Нового Царства изображения приобрели религиозный, а не будничный характер.
Люди в амбаре заняты своими делами. Мужчина в большей комнате подносит зерно сидящему на коленях человеку, размалывающему его. В меньшей комнате надсмотрщик наблюдает за рабочим, который помещает муку в большие кувшины на хранение. Фигурки раскрашены в красно-коричневый цвет, традиционный для мужских статуэток. Одеты они в длинные полотняные юбки. Работа выполнена достаточно грубо, и длинные руки находятся в диспропорции с телом; но, несмотря на это, сцена кажется живой.
Треугольный кусок хлеба.
Период: первый переходный период, XI династия, правление Ментухотепа II (2008-1957 до н.э.)
Материал: хлеб
Происхождение: Deir el Bahari, погребальный храм Ментухотепа II
Экспонату около четырех тысяч лет. Он находился вместе с некоторыми другими объектами под фундаментом погребального храма. Этот кусок хлеба символизирует изобилие.
Во время размалывания зерна и замешивания теста мелкие камешки и вездесущий песок неизбежно попадали в них, независимо от того, делался ли хлеб на продажу или для собственного употребления. Эти твердые вкрапления стачивали эмаль, что вело к воспалениям и потере зубов.
Блочная статуэтка Nedjem
Период: Новое Царство, XIX династия, правление Рамсеса II (1297-1213 до н.э.)
Материал: кварц
Происхождение: Мемфис
Nedjem сидит на подушке, на нем надета роба, ноги согнуты, колени находятся почти на уровне подбородка, руки скрещены на коленях. Контуры фигуры напоминают прямоугольный блок, поэтому статуэтка называется блочной. У него небольшая борода. На голову надет парик, а на ногах сандали. Спереди расположена небольшая фигурка бога города Мемфис - Пта (Ptah-Tatenen). На голове Пта поверх парика надета корона, составленная из двух перьев и солнечного диска. Он одет подобно мумии и держит в руках скипетр.
Иероглифические надписи на обратной части статуэтки Nedjem говорят, что он занимал высокое положение в обществе.
Статуэтка располагалась в Мемфисе, в храме Пта; существует ряд фактов, указывающих на это. Наиболее важный - это отчеты с раскопок, проводившихся около 1840 года н.э., в которых отражена находка статуэтки Nedjem.
Во время гражданской войны в США американский капитан, торговавший в Средиземноморье, пришвартовался у берегов Александрии. Эта статуэтка (как и некоторые другие вещи) была куплена в качестве балласта. Когда корабль приблизился к берегам Америки, он был захвачен силами Конфедерации и сопровожден в Новый Орлеан. После войны статуэтка попала в Бостон, где несколько лет простояла в саду. Затем она попала в бостонский Музей Изящных Искусств. В 1975 г. статуэтка была продана Университету Мемфиса вместе с еще 43 антикварными экспонатами. Сегодня эти экспонаты - основа коллекции Института Египетского Искусства и Археологии.
Iret-iruw, мумия
Материал: дерево, раскрашенное и лакированное
Период: правление Птолемеев (305-30 до н.э.)
Происхождение: относят к Akhmim
Имя Iret-iruw означает "да будет глаз [бога] против них". Другими словами, да защитит глаз бога Iret-iruw от его врагов. Мумифицированное тело напоминает о важности обряда мумифицирования в похоронном ритуале.
Маска Iret-iruw и его нагрудная часть (широкий воротник или ожерелье) были размещены точно над лицом и грудью мумии после того, как она была помещена в саркофаг. Маска отражает черты лица в традиционной для древних египтян манере. Следует отметить, что маска идентична изображению на крышке саркофага.
Сама крышка украшена многими изображениями из Книги Мертвых, серией заклинаний, которые должны были помочь покойнику преодолеть загробный путь. Позолоченное лицо предполагает, что после смерти Iret-iruw стал подобен Богу Солнца. Лицо обрамляет огромный синий парик. Поверх парика изображен символ восходящего солнца, иероглиф возрождения. Раскрашенный разными цветами нагрудник украшает грудь Iret-iruw. За нагрудником изображена богиня правды и порядка Маат. Ее руки переходят в крылья, которыми она накрывает, как бы защищая, мумию. В руках Маат перья - символы правды. Египтяне верили, что после смерти сердце покойника взвешивалось, а противовесом служило перо богини. Если сердце отягощалось злодеяниями, то оно перевешивало, и его съедал монстр Ammit. Однако ж если сердце было легкое как перышко, покойник входил в царство Осириса. За Маат следует изображение похоронных дрог. По бокам дрог располагались Исида и Нефтида. Исида, жена Осириса и богиня магии, изображена слева. Нефтида, сестра Исиды, хранительница саркофага, - справа. Птица ба кружит над дрогами. На нижней части саркофага, размещенные так, чтобы Iret-iruw мог видеть их, находятся изображения Анубиса.
Исследования показали, что Iret-iruw умер от ушной инфекции, проникшей в мозг. Ему было около 30 лет.
Автор: Forsaken [theforsaken@mail.ru]
|