В Египте
фараонов Исида занимала по отношению к
Осирису подчинённое положение. Осирис, бог научивший
людей не бояться смерти, своим чудесным
воскресение был обязан преданности и познаниям в
магии Исиды, своей супруги. В конце
концов это Исида спасла от смерти богов
и людей. К этому
чувству - благодарности - прибавилось и
то особенное обаяние, какое во всех религиях исходит
от божества, очищённого и осиянного
двойной ролью матери и женщины. Действительно,
верующие, принявшие в первых веках
нашей эры осирийское учение, отдали
себя больше под
покровительство богини, чем бога: они
стали известны в римском мире под
именем поклонников Исиды
и в непродолжительном времени взяли
верх над всеми остальными сектами. Учение
поклонников Исиды пользовалось
влиянием не в одной только среде
обиженных судьбой, которых скудность
их жизни заставляла алкать надежды и
утешения; оно привлекало к себе учёных, философов,
артистов, проникнутых уважением у
стране древней и чудесной культуры, с
величественными и
нетленными памятниками, чьи жрецы
научили мудрости божественного
Платона. Всё, что являлось с
берегов Нила, вошло в моду: бронза, вазы,
мебель, ткани, драгоценные украшения.
Старались вставить эти предметы в их
начальную раму - живопись Помпей и
Геркуланум. Начиная
с 105г. до н.э. были построены: Серапеум в
Пуццуоли и Исеум в Помпеях; в Риме был свой
храм Исиды во времена Суллы. Борьба
Антония и Клеопатры с Октавием
временно уронила
египетский культ - он был воспрещён в
Риме в царствование Августа и Тиберия.
Но в 38 г. н.э. Калигула
освящает на Марсовом поле в Риме
большой храм Исиды Кампенсис; отныне
императоры
дают пример почитания богини, между тем
как легионеры, купцы, колонисты
распространяют культ
Исиды в Африке, Галии, Германии - везде,
где водружаются римские орлы. В
царствование Антония
он достигает своего апогея и
становится сильнейшим соперником
зарождающегося христианина.
В течение 500 лет человечество искало
поддержки в учениях, исшедших из Египта.
В чём
же крылось обаяние этого культа?
Прежде
всего, в том, что он был тайным, доступным
лишь для посвящённых. Было запрещено
раскрывать его Таинства. И
действительно, для писателя, Плутарх и
Апулей, будто бы дающие нам проникнуть
в это учение, на самом интересном месте
обрывают свои разоблачения и
торжественно замолкают. Так что
сведения наши о теории посвящения
весьма отрывочны; зато по развалинам
храмов (из которых лучше всего
сохранился помпейский) мы можем составить себе довольно точное
представление о религиозной жизни
последователей Исиды. Средоточием их
жизни был храм Исеум, здание, ни в чём не
походившее на греческие храмы,
превосходные образцы которых
сохранились в Пестуме, Агригенте и
Сегесте. Проникнем вместе с
посвящёнными внутрь храма. Поклонник
Исиды встаёт до зари, чтобы
присутствовать при ранней службе или
заутренях Исиды. Культ Исиды
заимствовал в египетских ритуальных
книгах свои троекратные богослужения в
день. При входе в храм взорам
посвящённого открывается следующая
картина. Духовенство стоя ожидает
верных. Впереди верховный жрец
аскетического вида с головой бритой или
отмеченный тонзурой, с безволосым лицом,
по правилам ритуального целомудрия; он
облачён в холщовое одеяние, голубовато-белый
цвет которого напоминает цветок льна,
плода земли, дара Исиды и Осириса. Чтобы
душа его обитала в теле, не отягчённом
материей, чтобы мог он проводить свою
жизнь "в наставлениях о размышлении, в
обучении божественным вещам",
верховный жрец должен воздерживаться от
всякого излишества в пище и питании. Как
и в Египет, он стоит во главе духовной
иерархии; её составляют пороки,
допущенные к беседам с божеством;
столисты, жрецы и жрицы; на их
обязанности лежит надевать и снимать с
изваяний богов облачения, наполовину
чёрные, наполовину яркие, что указывало
на наши познания о богах, смешанны из
света и тьмы; постофоры, которые несут во
время процессий маленькие наосы,
заключающие в себе статуэтки божеств. О
них говорилось, что они хранят в своей
душе, как в корзине, священное учение,
чистое от всяких предрассудков,
недоступное постороннему. Эти жрецы
второго разряда носят длинные светлые
облачения, руки их, грудь и бритая голова
остаются обнажёнными; часто это бывали
негры или египтяне, и тёмное их тело
резко выделялось над светлым холщовым
покровом. Что касается жриц, они одеты в
длинные прозрачные платья в складках,
волосы заплетены в косы, окружающие лицо
как диадемой; их отличительный знак шарф
с бахрамой, концы которого завязаны
узлом на груди. Разное
из разных источников Итак, Исида
есть женское начало природы, и она
вмещает в себя всякое порождение, почему
Платон восхваляет её как "кормилицу"
и как "всеобъемлющую", а
большинство - как "многоименную" из-за
того, что она принимает всяческие виды и
формы, изменяясь по воле разумного
начала. Она имеет врождённую любовь к
Первому и Самому могущественному, что
тождественно добру, и жаждет его, и
стремится к нему. А доли зла она избегает
и не принимает; являясь для обоих почвой
и материалом, она по собственному
побуждению склоняется всегда к лучшему,
даёт ему из себя потомство, позволяет
осеменять себя истечением и подобием, м
радуется этому, и счастлива, что
зачинает и наполняется творениями. В
материи же творение является образом
сущности, а возникающее - подобием
сущего.
Поэтому мифы, не
противореча сути, рассказывают, что душа
Осириса вечна и бессмертна, что плоть
многократна разрывает и прячет Сет и что
Исида, странствуя, отыскивает и снова
складывает тело: ибо сущее,
сверхчувственное и благое сильнее
уничтожения и перемены. Его образы
отпечатывает на себе чувственное и
телесное начало, принимая от него идеи,
формы и подобия, которые, как печаль на
воске, остаются не навсегда; ими
завладевает сила беспорядочная и
вносящая расстройство, явившаяся сюда
из высших сфер и ведущая войну с Гором,
которого Исида родила как чувственное
подобие нематериального тела. Когда
Исида снова воскресила Осириса и
взрастила Гора, который окреп благодаря
испарениям , туману и облакам, то Сет был
побеждён, но не уничтожен. Так богиня не
позволила уничтожить природу, поскольку
нельзя чтобы был один только порядок в
мире. "Не
могут существовать отдельно добро и зло",
Но должно быть некое смешение, чтобы
было прекрасно". Египтяне
называют самую яркую звезду Исидой,
потому что она вызывает разлив. Нефтида
- родила Анубиса; Исида приняла его как
своего ребёнка, ибо Нефтида - это то, что
под землёй и невидимо, а Исида - то, что
над землёй и зримо. (Анубис - был зачат
Осирисом и Нефтидой).
|
 |
|
 |
|
Разделы
|